- Начал читать эту книгу 09.09.2022, дочитал 13.09.2022 года (читал 5 дней);
- Уже читал;
- Понравилось;
- Оценка: 5 из 5;
- Дата первой публикации 1924 год;
- Страна авторов – Россия;
Об авторе:
Евгений Иванович Замятин родился в России в 1884 году. Учился в школе на отлично, поступил на кораблестроительный факультет в Санкт-Петербург. В это время вступил во фракцию большевиков в РСДРП. Был несколько раз арестован за революционную деятельность. После окончания института написал первый рассказ, потом повесть. Писал антивоенные произведения, за что тоже был сослан в мини-ссылку. Хоть и был социалистом, но критиковал социалистическую партию в России. Побывал в командировке в Лондоне, поразился отличием промышленной страны и России. После написания романа «Мы» отношение к нему очень сильно ухудшилось, Замятин даже вышел из состава союза писателей. Через некоторое время уехал за границу и не возвращался больше, но гражданином России продолжал оставаться до своей смерти. Продолжал писать литературные произведения, писал и киносценарии. Умер от сердечного приступа во Франции в 1937 году. Именно Замятин дал жизнь жанру Антиутопии.
О книге:
«Мы» перечитываю. Именно с «Мы» началась очередная попытка ведения моего читательского дневника в 2014 году, пока — успешно и без перебоев.
И в прошлый раз и в этот — понравилось, читал с удовольствием, но прошлого отзыва нет, я тогда их не писал.
Про какую-то политическую и подобную подоплёку книги писать не хочу. А отмечу что-то другое, что в прошлый раз очень-то замечал.
В частности, мне показалось что у героя всё сложное (типа математики или трудностей) ассоциируется со скрещенными линиями, иксами, рожками (в углах бровей например), кресты, Х-лучи, выжигали фантазию (в конце книги). А вот ненапряжные вещи ассоциируются с кругами — например, его «девушка» О — круг в имени, рот у неё круглый, мозг тоже, или кольцо её розовых рук. И такое — по всему роману.
Еще, как мне кажется, главный герой (который пишет этот дневник) не обычный человек — а Первый Строитель Интеграла, Самый Главный там человек. Он очень-очень-очень много знает про древность:
- древние поговорки и выражения — «как некий мифический бог в седьмой день творения», «как об стену горох», «душа в пятки»;
- христианско-богослужевные дела — читает древние описания богослужений, знает кто такой первосвященник, знает про Бога и про Святую Церковь, знает что такое Пасха, Евангелие, Иегова;
- Знает что такое аэроплан, Атлантида, древние стул из дерева, древние анекдоты, древние кислоты (reductio ad finem), ходил и, видимо, неоднократно в Доисторический музей, знает что такое выборы у древних. Знает как выглядит Пушкин!
То есть, главный герой — Главный Строитель. После осознания этого его любовные отношения с I ощущаются уже чуть по другому. Да, сами отношения описаны отлично, всё как в жизни ( «любовь и ненависть за одну секунду»). Но I делала всё это не просто так.
Помимо любовной темы, в романе есть и про счастье в оковах неволи, про счастье среднего арифметического. А на всё это наложены символы (например, намёк-образ на картину Свобода, ведущая народ; или «связка» имен Ю, I, О). Переплетение этих сюжетов, образов, мыслей читать было очень интересно от начала до конца.
Роман многократно экранизирован, например из последнего:
Цитаты:
У ней неправильно рассчитана скорость языка, секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной скорости мысли, а уже никак не наоборот.
Единая Государственная Наука утверждает, что жизнь древних была именно такова, а Единая Государственная Наука ошибаться не может.
Блаженство и зависть — это числитель и знаменатель дроби, именуемой счастьем.
Идеал (это ясно) там, где уже ничего не случается.
Знание, абсолютно уверенное в том, что оно безошибочно, — это вера.
Тем двум в раю — был предоставлен выбор: или счастье без свободы — или свобода без счастье.
Работа высшего рассудка — сводится к непрерывному ограничению бесконечности, к раздробению бесконечности на удобные, легко перевариваемые порции — дифференциалы.
Вся жизнь во всей её сложности и красоте — навеки зачеканена в золоте слова.
Боишься — потому что это сильнее тебя, ненавидишь — потому что боишься, любишь — потому что не можешь покорить это себе.
Даже у древних — наиболее взрослые знали: источник права — сила, право — функция от силы.
На одной стороне весов грамм, на другой — тонна, на одной — «я», на другой — «мы», Единое Государство.
Но ведь чувствуют себя, сознают свою индивидуальность — только засоренный глаз, нарывающий палец, больной зуб: здоровый глаз, палец, зуб — их будто и нет.
Завтра — день ежегодных выборов Благодетеля. Завтра мы снова вручим Благодетелю ключи от незыблемой твердыни нашего счастья.
Дети — единственные смелые философы. И смелые философы — непременно дети.
Нелепое — потому что белое не может быть одновременно черным, долг и преступление — не могут совпадать. Или нет в жизни ни черного, ни белого, и цвет зависит только от основной логической посылки.
Тут я на собственном опыте увидел, что смех — самое страшное оружие: смехом можно убить все — даже убийство.
[свернуть]
Замятин Е.И. «Мы». Персонажи:
- Д-503 — главный герой
- О-90 — женщина, с которой чаще всего главный герой разделял сексуальные дни
- I-330 — женщина, которая «совратила» главного героя
- R-13 — старый товарищ главного героя, поэт
- S-4711 — один из Хранителей (шпионов)
- Пляпа — так прозвали робота-математика, который обучал главного героя в школе
- Законоучитель — робот, который произносил законы
- Благодетель — глава того мира
- Ю-… — контролерша (типа вахтерши) в доме главного героя
- Второй Строитель — важный человек на строительстве Интеграла
- Ф-… — кто-то, кто ходил к I-330 по розовому билету
- Благодетель — Благодетель
Leave a Reply