36. Пруст Марсель. Под сенью девушек в цвету

Марсель Пруст. Под сенью девушек в цветуДочитал эту книгу 09.06.2020 года. Читал впервые. Понравилось. Дата первой публикации 1918 год. Страна авторов – Франция.

Об авторе:

Об этом авторе я уже рассказывал в отзыве на предыдущую книгу цикла «В поисках утраченного времени» — «По направлению к Свану».

О книге:

И снова мне не понравилось. В принципе, причины те же самые, которые были уже описаны в книге «По направлению к Свану». Но и некоторые из них можно повторить. Например, автор очень подробно, подробнейшим образом описал завтрак и обед с перечнем часов и минут. Это была самая важная информация, которую мне нужно было знать. И подобного — очень много, очень-очень много.

Марсель Пруст

Конечно, есть в книге и положительные моменты — с большущим трудом развивается жизнь главного героя-повествователя. Возможно, в последней книге мы что-нибудь о нем узнаем полезного.

Не буду спорить, некоторые крупицы интересного и полезного есть в этой книге. Например, хорошо было рассказано про приверженность людей к своим привычкам. Или про мечты и разочарования от них (главный герой очень круто себя накрутил, а потом получил то, что получил). Есть еще несколько интересных моментов, но я не буду их перечислять.

Например, прикольный момент с театром. Главный герой пошел в театр посмотреть на модную актрису. Само выступление её ему вроде как не особенно сильно понравилось. Но, увидев потом отличные отзывы о её игре, главный герой тоже поверил в то, что эта актриса великолепна играла.

Или — главный герой не действует, а мечтает. Смотрит на девушек и мечтает, что сейчас подойдет и познакомиться, заговорит, пригласит к себе; видит, как девушка приходит к нему, как они разговаривают. А в реальности — просто мимо проходит и молчит. Но это взросление молодого человека конечно 🙂

Это есть в книге. Но, чтобы прочитать что-то из разряда интересного — нужно страниц (экранов в читалке) пятьдесят прочитать «ни о чем». Так что мне было очень тяжело читать. Прям вообще никак. Не зацепило.

Можно отметить, что у автора могла быть задумка смешать мысли читателя отсутствием временных рамок повествования, чтобы в голове выстраивалась шкала поведения героев вне времени. Да, такое есть в этой книге. Это — достоинство автора, одно из немногих из этой книги.

Иногда мне, при чтении этих книг казалось, что автор просто записывал свои мысли. Вот они идут — он и пишет. Подумал о листочке — написал. Подумал о женщинах — написал. Пока думал о женщинах — подумал о своей комнате, в которой он живет. Подумал об этом — вернулся к женщинам. И мысли, как это часто бывает, резко прерываются и перескакивают на другое. В повествовании — так же. Автор может в предложении о чем-то рассказывать, потом делает врезку в скобках (которая прерывает основную мысль предложения) и эта врезка состоит из множества строк — и всё это одно предложение! И в одной врезке может быть вторая, третья врезка. Очень! очень своеобразно это всё!

Так как мне (сейчас) не нравится читать Пруста, не идет с приятными впечатлениями — я пока не буду продолжать читать эту серию книг. Пообожду месяцок, может быть в июле ситуация немного изменится. А может третья книга будет получше 🙂

Под сенью девушек в цвету

Цитаты:

Грустно любить тому, кто небогат, кто не может осыпать любимую дарами и сделать ее такой счастливой, чтобы ей уже нечего было желать.

Издавна сложившееся представление о человеке закрывает нам глаза и затыкает уши.

Победа достается тому, кто вытерпит на четверть часа дольше, чем его противник.

Теоретически мы знаем, что земля вертится, но на практике мы этого не замечаем; почва, по которой мы ступаем, представляется нам неподвижной, и мы чувствуем себя уверенно.

Человека, которого любишь всю жизнь, забыть нельзя.

Нервным людям надо влюбиться в «невеликих птиц», как говорит простой народ, — чтобы денежный расчет ставил любимую женщину в зависимое положение.

У интеллигентных людей болезнь на три четверти проистекает из их интеллигентности.

Твердые решение человек принимает только в таком душевном состоянии, которое длится недолго.

«Чем более несчастным он от меня уйдет, тем более послушным вернется».

Мы так же бессильны разобраться в мыслях, в поступках любимой женщины, как первые физики (до того, как создалась и чуть-чуть осветила неведомое наука) — в явлениях природы.

Золовка одной из моих приятельниц поставила телефон! Она может, не выходя из дому, сделать заказ в магазин!

Когда человек несчастен, всякая памятная дата и годовщина, конечно, мучительна для нас.

Счастье нам достается, когда мы к нему охладеваем.

У любви так много красноречия, а у равнодушия так мало любопытства!

От таких роскошных яств как бы с голоду не умереть.

Никогда не следует говорить о себе, ибо вы можете быть уверены, что на этот предмет у вас с любым собеседником будут разные точки зрения.

Когда мы «наблюдаем», мы стоим на гораздо более низкой ступени, чем когда творим.

Скажи, что я сделал. Я готов признать мою вину.

Отказывая в том, чего нам хочется, люди обычно предлагают взамен другое.

Нет такого благоразумного человека, который в молодости не наговорил бы чего-нибудь или даже не вел бы образ жизни, воспоминание о котором было бы ему неприятно и который ему хотелось бы перечеркнуть.

Мудрость сама в руки не дается, ее нужно открыть, пройдя путь, который никто другой не может пройти за тебя, не может тебя от него избавить, ибо это взгляд на вещи.

Радости терпеливы, они не скучают, и когда все уходят, они тут как тут.

В тех глупостях, какие она говорила, была половина не она, а ее среда и возраст.

В любом голосе больше нот, чем в самом сложном музыкальном инструменте. И число звукосочетаний в человеческом голосе столь же несметно, как неисчерпаемо разнообразие личностей.

Такт — это свойство людей, которые, перед тем как нам выйти на поединок, расхваливают нас.

[свернуть]

Марсель Пруст. «Под сенью девушек в цвету». Персонажи:

  • Главный герой — повествователь

    • Франсуаза — служанка-помощница главного героя

  • Тетя Леония — тетя главного героя, которая оставила ему некоторые наличные деньги

  • Шарль Сван — герой предыдущей книги

    • Жильберта — его дочь

  • Одетта Сван — жена Свана

  • Руфус Израэльс — дядя (по жене) Свана

  • Блок — знакомый главного героя, видимо, по учебному заведению

    • Блок-отец — тоже фигурирует в книге как герой

    • Ниссон Бернар — вроде бы дядя Блока

  • Маркиз де Норпуа — знакомый матери главного героя

  • Бергот — знакомый де Норпуа

  • Профессор Котар — еще один знакомый матери главного героя

  • Принцесса де Лом (потом стала герцогиней Германтской) — знакомая Свана

Герои из бельбекского Гранд-отеля:

  • Метрдотель Эме

  • Семья Стермарья

  • Маркиза де Вильпаризи

    • Маркиз де Сен-Лу-ан-Бре — внучатый племянник маркизы, сын маркиза де Марсанта

    • Паламед Германтский — дядя Сен-Лу

    • Барон де Шарлю — племянник маркизы

      • Клара де Шиме — его невестка

    • Робер — кучер Сен-Лу

  • Макзира де Говожо

  • Госпожа Бланде — жена нотариуса

  • Принцесса Люксембургская

  • Эльстир (маэстро Биш) — знакомый главного героя

    • Габриэль — жена Эльстира

  • Девицы д`Амбрезак — дочери родственницы маркизы де Вильпаризи

  • Марис де Водемон — богатый юноша

Молодые подружки, с которыми познакомился главный герой:

  • Альбертина Симоне — юная велосипедистка, ходит в ту же школу, что и дочь Свана, племянница Бонтанов

    • Октав — знакомый парень Альбертины, чемпион по гольфу и игрок в баккара

  • Андре — перепрыгнула через председателя

  • Жизель

  • Розамунда

Мелкие персонажи:

  • Госпожа Бонтан, доктор дю Бульбон

    [свернуть]


Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш Mail не будет опубликован.


*