Если взять исключительно бытовой уровень, то Интернет вещей для большинства из нас — это умный дом, виртуальные ассистенты и умная техника. А теперь представьте, что утром вы идете мимо контейнерной площадки — а она непривычно чистая, и так день за днем.
Мусорные контейнеры с IoT-датчиками уже есть в Москве, Санкт-Петербурге, Брянске, Перми и Калуге, а вскоре могут появиться и в вашем дворе. Перевозчики отходов пользуются российскими приборами и софтом — разработкой компании Wasteout. Мы спросили у сооснователя компании о том, как работает система и насколько востребован их продукт на рынке. Под катом — основные выдержки из нашего разговора.
Андрей Клюев — технический директор и сооснователь компании Wasteout. В прошлом — руководитель отдела разработки и CEO компании «Геликон Про». Кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Математическое моделирование систем и процессов» в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Участник дискуссии об эффективных городских технологиях на конференции «Интернет вещей».
Как работает датчик накопления твердых отходов?
Это устройство устанавливается в обычный мусорный контейнер. Его корпус водо- и пыленепроницаемый. Прибор соответствует классу IP56. Внутри ультразвуковой датчик, датчики температуры, наклона и радиомодуль. Мы выпускаем несколько модификаций: для GSM/GPRS и LoRaWAN. Прибор отмечает моменты заполнения и опорожнения контейнера и передает эту информацию на сервера системы Wasteout. Рассчитан на автономную работу в течение 5 лет.
Портал Wasteout обрабатывает данные приборов и строит картину накопления отходов на территории района, города, региона, страны в разных аналитических разрезах. После обработки данных можно получить разные сведения: средняя скорость накопления отходов, разброс показателей, скорость наполнения с учетом сезона и дня недели, среднее время нахождения контейнера в заполненном состоянии, долговременный тренд накопления и другие.
Есть и такая характеристика как «индекс качества уборки»: производная величина от времени, когда контейнер остается заполнен. Перевозчик отходов обычно считает, что его работа качественно выполнена, если он ездил к контейнерам по расписанию. А для горожан качество уборки — это отсутствие переполненных площадок, а значит, и грязи, разлетающегося мусора и крыс. Wasteout показывает качество уборки наглядно. Например, если контейнерная площадка регулярно стоит заполненной более 12 часов, то ясно, что перевозчик работает плохо.
Какие задачи помогает решить система и кто будет ее покупать?
Wasteout создана преимущественно для перевозчиков отходов. Это одна из немногих технологий в области обращения с отходами, которая окупается. С ее помощью можно строить «умную» логистику по вывозу отходов и за счет этого экономить на топливе, моторесурсе, оплате персонала. Система полезна и для регионального оператора обращения с отходами, и для властей.
Я уже говорил о качестве уборки; есть еще один важный параметр: контроль достаточности или избыточности контейнерного фонда. Региональный оператор расплачивается с транспортировщиками по количеству контейнеров, поэтому для него важно знать, не слишком ли много емкостей установлено на участке.
Еще один пример. Мусор должен отправляться на полигоны, заводы по сортировке или мусоросжигательные предприятия. Но транспортировщики отходов ради экономии нередко сбрасывают их в неположенных местах. Из-за этого образуются стихийные несанкционированные свалки. По данным Минприроды России, в нашей стране около 100 тысяч нелегальных свалок. А по утверждению замминистра строительства и ЖКХ Андрея Чибиса, благодаря им перевозчики получают до 80% доходов. С помощью Wasteout можно выявить таких перевозчиков-нарушителей. Достаточно сравнить, сколько мусора накопилось в их контейнерах и сколько сдано на утилизацию.
Wasteout критически важна для организации раздельного сбора мусора или сбора тканей и одежды. Такие контейнеры наполняются очень неравномерно, и логистика по их очистке сложна. Как следствие — компании, которые занимаются переработкой вторсырья, работают в убыток или с минимальным доходом. Наша система может существенно улучшить показатели рентабельности в этой сфере.
На чьи разработки вы ориентировались?
Мы начали разработку своего устройства в 2016 году. Тогда уже существовали аналоги. Самым интересным нам показался продукт финской компании Enevo*, но мы задались целью создать оригинальный прибор, чтобы не нарушать патенты Enevo в Европе и США. У нас это получилось: мы тоже используем ультразвуковой датчик, но измерение происходит по-другому. Это открывает для нас перспективы на европейском и североамериканском рынке.
*Датчики Enevo на сегодняшний день используются в 35 странах
Главными проблемами были сложность измерения расстояния внутри контейнера (его объем сравнительно невелик) и неадекватность GPRS. До сих пор в нашей системе есть резервный канал передачи данных на основе SMS.
Как проходили первые тесты?
Партнера на пилот мы нашли быстро, но это был «Спецавтоком» в Брянске — не очень удобное для нас расположение. Расстояние стало одной из причин, по которым тестирование затянулось. Зато мы нашли и излечили большинство болезней устройства, протестировав его в разных условиях (в том числе зимой), на разных контейнерах. Пилотный проект успешно завершился в конце 2017 года.
Сейчас у нас действующие договоры с шестью операторами. Покупают небольшие партии приборов для проведения опытного внедрения. Мы к этому относимся спокойно, так как для рынка это абсолютно новый продукт. География достаточно широкая: Москва, Санкт-Петербург, Брянск, Пермь, Калуга.
Как прибор защищен от вандалов?
Корпус прибора сделан из специального пластика: он выдерживает удары и не разрушается даже при температурах -40º С, а при возгорании контейнера не поддерживает горение. А перед тем как окончательно выйти из строя, прибор сообщает о возникшем пожаре.
Но главная проблема — это кража приборов. Поэтому при разработке мы заложили принцип «нулевой ценности»: даже если прибор разобрать и попробовать продать его по компонентам, злоумышленник ничего существенно заработать не сможет. Даже типоразмеры элемента питания не позволяют использовать его в бытовой технике.
Транспортировщики отходов готовы инвестировать в IoT-технологии?
Наш продукт хорошо принимают в тех компаниях, где умеют считать — например, рассчитывать затраты на логистику. Для нас стало большим открытием, что часть компаний-транспортировщиков не знает точно, во сколько им обходится вывоз одного кубометра отходов. Конечно, такие компании не нацелены на снижение затрат с помощью IoT.
Еще одна проблема — устаревшие нормы, действующие в отрасли. Компании ссылаются на то, что им все равно нужно приехать один раз в сутки к контейнерной площадке, поэтому приборы не сильно помогут. Выходит, что государство стимулирует не качественную уборку отходов, а пробег мусоровозов.
Ждем в Воткинске?
Статья взята с Хабра.
Leave a Reply