30. Чанг Ха Джун. Как устроена экономика

Ха-Джун Чанг. Как устроена экономикаДочитал эту книгу 24.05.2020 года. Читал впервые. Понравилось. Дата первой публикации 2014 год. Страна авторов – Республика Корея.

Об авторе:

Ха-Джун Чанг родился в Республике Корея в 1963 году в семье (бывшего) министра промышленности и энергетики страны. Закончил Сеульский университет. После этого переехал сначала учиться в Великобританию, а затем остался там работать. В частности, с 1990 года работает в Кембриджском университете. Написал несколько книг по экономике, консультировал разнообразные организации по вопросам экономики. Продолжает свою деятельность и сейчас.

О книге:

Очень интересная книга! Мне понравилось. Ранее я уже читал книги по экономике (начиная от «Я познаю мир», до серьезных книг по теме). Экономика мне интересна, читал множество разнообразных статей, и по фондовому рынку, и по инвестированию, и по истории экономики. Так что тема эта мне интересна, и я с большим удовольствием прочитал книгу «Как устроена экономика» от Ха-Джун Чанга.

Ха-Джун Чанг
Ха-Джун Чанг

В данной книге мало сложных понятий (но они есть), и есть их объяснения. Так что и неподготовленному читателю будет всё понятно. Сам язык книги тоже хороший, спокойный. Приятно читать.

В книге есть большой раздел с историей развития экономики в мире — очень полезно его прочитать, всем советую! Далее автор дают описания нескольких экономических школ, что тоже важно для читателя. Во второй части приводятся различные данные о реальной экономике — описание и разбор мировых кризисов, про ВВП и ВНП, про работу, безработицу, бедность, иммиграцию, денежные потоки, про развивающие и развитые страны. И приводятся разнообразные реальные цифры, которые были получены в ходе исследований и анализов. И автор еще показывает, что сами по себе числа не очень полезны, нужно анализировать их тенденции для конкретных условий.

В итоге. Мир сложный, экономика является частью политики и тоже очень сложна. Никому не нужно верить на слово (и цифрам тоже, их анализировать нужно очень-очень аккуратно). Нужно составлять собственное мнение, главное — начать.

Одно я только в этой книге не понял. В тексте есть регулярные отсылки к литературе, на которую ссылается автор. Но списка использованных источников в этой книге нет. Обычно, такие списки приводятся в конце книг, а в этой такого списка нет. Очень неудобно и непонятно — а где ознакомиться с теми книгами, о которых говорит автор?

Ха-Джун Чанг. Как устроена экономика. Оборот

Цитаты:

Какой бы великой ни была экономическая теория, она отражает свое время и окружающую среду.

Адам Смит открыто признавал, что правительство — «на самом деле институт, призванный защищать богатых от бедных или тех, кто имеет какую-то собственность, от тех, кто ее не имеет».

[о политике Рональда Рейгана] Если вдуматься, в этом есть странная логика: почему, чтобы заставить усерднее работать, богатых нужно делать еще богаче, а бедных — еще беднее?

Принципы продвижения шоколадных батончиков в США гораздо больше ориентированы на рынок, чем начальное школьное образование.

Но если задуматься, мошенничество представляет собой смысл банковской деятельности — создание большего количества денег, чем есть на самом деле, с помощью манипулирования тем, что, хотя мы все хотим гибкости или ликвидности, обеспечиваемых наличными средствами, нам не нужно это всем и сразу.

В последние три десятилетия вера в эффект просачивания благ сверху вниз побудила правительства многих стран принять — или по крайней мере предоставить им политическое прикрытие — политические меры в пользу интересов богатых людей.

Бедность — обычное положение человека на протяжении большей части истории.

1,4 миллиарда (каждый пятый) человек живут в условиях абсолютной нищеты (в настоящий момент международная (абсолютная) черта бедности установлена на уровне 1,25 доллара в день).

Цифры нужно интерпретировать с большой осторожностью.

Труд формирует личность человека на самом глубоком уровне.

В условиях демократии правительство находится под контролем политиков, главная цель которых состоит в том, чтобы получить и удержать власть, а не способствовать достижению общественных интересов.

Точкой соприкосновения всех этих теорий служит то, что правительство находится под контролем и влиянием людей, которые, как и все остальные, эгоистичны. Наивно, если не безумно, ожидать, что они поставят общественные интересы выше личных.

Тем не менее государство по-прежнему самая мощная организационная технология, изобретенная человечеством, а значит, достичь значительных экономических (и социальных) изменений без него очень непросто.

Кейнс: «В долгосрочной перспективе мы все мертвы».

Эйнштейн: «В теории теория и практика одинаковы. На практике — нет».

[свернуть]

Типы экономических школ, рассмотренных в книге:

  • Классическая — с помощью конкуренции рынок держит всех производителей в состоянии боевой готовности, поэтому оставьте его в покое.

    Называлась школа политической экономии, возникла в конце XVIII века и господствовала до конца XIX. Ее основатель — Адам Смит. Идеи Смита получили дальнейшее развитие в начале XIX века у трех современников: Давида Рикардо, Жана-Батиста Сэя и Роберта Мальтуса.

  • Неоклассическая — люда знают, что делают, поэтому оставьте их в покое — за исключением случаев сбоя в работе рынков.

    Родилась в 1870-х годах из работ Уильяма Джевонса и Леона Вальраса. После публикации «Принципов экономической науки» Альфреда Маршалла в 1890 году неоклассическая школа заняла прочную позицию.

  • Марксистская — капитализм — мощное средство экономического прогресса, но он рухнет, как только частная собственность станет препятствием для дальнейшего развития.

    Родилась из трудов Карла Маркса, написанных в период 1840-1860 годов. Получила дальнейшее развитие в Германии и Австрии, а затем в Росии и Советском Союзе.

  • Девелопменталистская традицияполностью доверившись рынку, отсталые страны не смогут развиваться.

    Она зародилась в конце XVI — начале XVII веков, примерно за два столетия до появления классической школы.

    Современна девелопменталистская традиция получила название экономика развития.

  • Австрийская — никто не может знать все, поэтому оставьте всех в покое.

    Была основата Карлом Менгером в конце XIX века. Людвиг фон Мизес и Фридрих фон Хайке расширили ее влияние за пределы своей родины.

  • (Нео) Шумпетерианская — капитализм — это мощное средство экономического прогресса, но он сдаст свои позиции, поскольку компании становятся все более крупными и бюрократизированными.

    Оригинальные идеи Йозефа Шумпетера положили начало этой школе, примерно в начале XX века. Приставка (Нео) спорная, отличий почти нет.

  • Кейнсианская — то, что хорошо для людей, необязательно так же хорошо для экономики в целом.

    Джон Мейнард Кейнс — основоположник этой школы, жил в 1883-1946 годах, считается самым влиятельным экономистом XX века.

  • Институциональная — люди — это продукт собственного общества, даже если они способны изменить его правила.

    Старая институциональная школа — Торстейн Веблен (1857-1929). В 1918 году школа получила это название, возглавил ее Уэсли Митчелл (1874-1948)

    Новая институциональная школа — в 1980-х годах группа экономистов, возглавляемая Дугласом Нортоном, Рональдом Коузом и Оливером Уильямсоном организовали эту новую школу.

  • Бихевиоризм — мы недостаточно умны, поэтому должны сознательно ограничивать свою свободу выбора с помощью правил.

    Истоки школы можно проследить в 1940-1950-х годах, особенно в работах Герберта Саймона (1916-2001).

    [свернуть]

Чанг Ха Джун. Как устроена экономика. Оглавление:

  • Пролог. Зачем нужно разбираться в экономике

  • Интерлюдия I. Как читать эту книгу

  • Часть I

    • Глава 1. Жизнь. Вселенная и все остальное: что такое экономика

    • Глава 2. От булавки до PIN-кода: капитализм 1776-го и 2014 годов

    • Глава 3. Как мы здесь оказались? Краткая история капитализма

    • Глава 4. Пусть расцветают сто цветов: как «делать» экономику

    • Глава 5. Действующие лица: кто такие субъекты экономической деятельности?

  • Интерлюдия II. Продолжаем

  • Часть II

    • Глава 6. Сколько вам надо? Объем производства, доход и счастье

    • Глава 7. Как растет ваш сад? Мир производства

    • Глава 8. Беда в банке Fidelity Fiduciary: финансы

    • Глава 9. Пусть у Бориса сдохнет коза: неравенство и бедность

    • Глава 10. Знал я нескольких работающих: работа и безработица

    • Глава 11. Левиафан или правитель-философ? Роль государства

    • Глава 12. «Все, что можно пожелать»: международный масштаб

  • Эпилог. Как с помощью экономической теории сделать нашу экономику лучше?

  • От автора

    [свернуть]


Be the first to comment

Leave a Reply

Ваш Mail не будет опубликован.


*