В 2023 году я прочитал еще один цикл книг, на этот раз — серию про семью Форсайтов от Джона Голсуорси. Мои отзывы об этих книгах можно найти по тегу «Сага о Форсайтах».
Но хотел найти краткое содержание некоторых частей — не нашел на одном сайте, пришлось на разные лазить.
В общем, я составил краткое содержание всех частей этого цикла, туда входят все, скажем так, модули саги от Голсуорси, ссылки на оригиналы добавил:
- Сага о Форсайтах
- Современная комедия
- Конец главы
Оформил всё это в pdf: Вся Сага о Форсайтах. Кратчайшее содержание
Но и у себя на одной странице опубликую:
Содержание Цикла о семье Форсайт:
- 0. Спасение Форсайта (Salvation of a Forsyte, 1901)
- Цикл «Сага о Форсайтах» (The Forsyte Saga)
- Цикл «Современная комедия» (A Modern Comedy)
- Цикл «Конец главы» (End of the Chapter)
0. Спасение Форсайта (Salvation of a Forsyte, 1901)
Два брата — Джемс и Суизин Форсайты встречаются после долгой разлуки. Они уже пожилые люди, преуспевшие в своей жизни, достигшие материальных благ и имеющие авторитет в обществе. Суизин смертельно болен, и он пытается проанализировать свою жизнь и сделать необходимые выводы. Героя не покидает чувство, что он что-то потерял, без чего его жизнь лишилась цели. Суизин засыпает и во сне вспоминает свою поездку в Зальцбург ещё на заре своей юности: случайно в пьяной драке в трактире он знакомится с венгром Болешске, а затем и с его дочерьми, Маргарет и Рози. В последнюю Форсайт влюбляется, и как оказывается, взаимно, но разница в социальном положении мешает Суизину жениться на Рози. Он не готов переступить через общественные нормы и рамки: «Что обо мне подумают в Лондоне?», «Как я покажусь на глаза отцу?». Форсайт так и не решается забрать Рози, а та в свою очередь возвращается в Венгрию, так как после романа с Суизином ничего кроме унижения в Зальцбурге её не ждёт. Суизин просыпается. Он снова лежит в своей кровати — старик, одинокий и никому не нужный. Форсайт понимает, что те преданные чувства к Рози были большой потерей, что он струсил. В предсмертные минуты он просит у слуги бокал шампанского, и ему является Рози, которая обещает вернуть потерянное. Последний пузырёк лопается в бокале шампанского и Суизин умирает.
Источник ↑.
Цикл «Сага о Форсайтах» (The Forsyte Saga)
1. Собственник (The Man of Property, 1906)
Действие происходит в Лондоне в 1886–1887 гг. В доме старого Джолиона семейное торжество, приём в честь помолвки мисс Джун Форсайт с мистером Филипом Босини. Гостей собирается множество, семья весьма многочисленна. Внутри форсайтского клана, как и в обществе, царит закон конкуренции, шестеро братьев — Джолион, Джемс, Суизин, Николас, Роджер и Тимоти — соперничают, кто из них богаче. Их отец «Гордый Доссет», из фермеров, прибыл в Лондон в начале столетия, работал каменщиком, подрядчиком, строил дома. У него было десять детей, и все до сих пор живы, следующее поколение насчитывает уже двадцать одного молодого Форсайта. Семья принадлежит теперь к верхушке английской буржуазии, среди её членов — финансисты, юристы, рантье, члены акционерных обществ. Всех их отличает собственническая самоуверенность, разговоры в их среде вечно вертятся вокруг курса акций, дивидендов, стоимости домов и вещей. Собравшиеся выглядят парадно, блистательно и респектабельно, но ощущается некоторое напряжение, вызванное инстинктивным чувством непосредственной близости чего-то необычного и ненадёжного. Объектом недоверия является человек, ради знакомства с которым они собрались здесь. Босини — архитектор, у него нет никакого состояния, он артистически небрежен в одежде и несколько эксцентричен. Джордж — сын Роджера — называет его пиратом, и это прозвище закрепляется среди родни. Старый Джолион с неодобрением относится к выбору внучки, в которой души не чает, хлебнёт она горя с этим безрассудным, непрактичным юнцом, но Джун — крошка с характером и очень упряма.
Старый Джолион пытается наладить отношения с сыном, отцом Джун, с которым не виделся четырнадцать лет. Тогда молодой Джолион во имя «недозволенной», по форсайтским нормам, любви ушёл от семьи, живёт он скромно, работает страховым агентом, пишет акварелью. Отец, подстроив как бы случайную встречу в клубе, приглашает сына к себе, потом наносит визит ему, и его сердцем завладевают внуки — малыши Джолли и Холли.
У сына Джемса, Сомса, неблагополучно в семье, хотя он всячески это скрывает. Форсайты воспринимают его жену как нечто необычное и чуждое для их круга. Золотоволосая, темноглазая Ирэн похожа на языческую богиню, она исполнена обаяния, отличается изысканностью вкуса и манер. После смерти отца — профессора Эрона — молодая девушка осталась без средств и в конце концов была вынуждена уступить Сомсу, полтора года упорно добивавшемуся её руки. Замуж она вышла без любви, поверив обещаниям поклонника, что если брак окажется неудачным, она получит полную свободу. Уже в самом начале замужества Ирэн поняла, какую ошибку совершила, её тяготит замкнутая сфера, где ей отведена роль прекрасной вещи, обладание которой тешит собственническую самоуверенность мужа. Холодность жены и нескрываемая неприязнь к нему доводят Сомса до бешенства.
Преуспевающий в делах Сомс поручает Босини строительство нового загородного дома в Робин-Хилле. Его все более тревожит симпатия, возникшая между его женой и молодым архитектором, постепенно перерастающая во взаимное глубокое чувство. Напрасно Ирэн заводит разговор о разводе, муж полагает, что имеет право собственности на жену, и не намерен потакать её сумасбродству. Четыре года назад Сомса захватила волнующая красота Ирэн, и он не желает расставаться с тем, что завоёвано, Джун тяжело переживает перемену в отношениях с Филипом, ощущая, что тому неловко и мучительно с нею.
В доме Тимоти, где живут его незамужние сестры Энн, Эстер и вдовствующая Джули и куда часто наведываются остальные члены семьи, положение Сомса и отношения Ирэн и Босини, которых все чаще видят вместе, становятся темой для пересудов. Сомса давно уже раздражает, что в ходе строительства дома Босини допускает расходы сверх сметы, он намеревается судебным порядком предъявить иск и взыскать убытки, чтобы разорить оборванца. Его выводит из себя отчуждение Ирэн. Как-то ночью, когда роман Ирэн и Босини уже был в самом разгаре, Сомсу удаётся наконец настоять на своих правах, сломить сопротивление той, которая была его законной женой. На следующий день Джордж случайно становится свидетелем свидания влюблённых, где Ирэн рассказывает о случившемся, а потом из праздного любопытства следит за Босини, который в сильном волнении мчится по городу, не разбирая дороги, как человек, который не знает, куда деваться от горя.
Старый Джолион переделывает завещание, восстанавливая сына в правах на наследство, он испытывает удовлетворение от этого поступка, расценивая его как месть времени, выпавшим невзгодам, вмешательству посторонних людей в свою жизнь и тому презрению, которым они в течение пятнадцати лет награждали его единственного сына.
На суде, где Босини отсутствует, принято решение удовлетворить иск Сомса к архитектору. Ирэн покидает дом, не взяв с собой вещи и драгоценности. Сомс не может примириться с мыслью, что она уйдёт из его жизни. Присутствовавшая на заседании суда Джун спешит уведомить Филипа и поддержать его, встретившись в его квартире с Ирэн, она высказывает ей все, что накипело, эта женщина, с которой она некогда была в дружеских отношениях, разбила ей жизнь.
Старый Джолион сообщает своим близким о намерении собрать их всех под одной крышей. Джун умоляет деда купить дом Сомса в Робин-Хилле или хотя бы заплатить по иску. Выясняется, что в тот злосчастный день Босини в тумане попал под омнибус и был раздавлен насмерть.
Молодой Джолион воспринимает случившееся как первую трещину в твердыне форсайтского благополучия. Сомса гнетёт тоска. Внезапно в дом возвращается Ирэн, как раненый зверь в свою нору; загнанная, потерянная, она не в силах осознать, как ей жить дальше, куда деваться. Старый Джолион из сочувствия посылает к ней сына, может, Ирэн нужна помощь. Но Сомс, объявив, что не позволит вмешиваться в свои семейные дела, захлопывает перед ним дверь.
Источник ↑.
2. Последнее лето Форсайта (Indian Summer of a Forsyte, 1918)
Проходит четыре года. Старый Джолион купил злополучный дом своего племянника Сомса и поселился там с семьёй. Джун с отцом и мачехой отправилась в путешествие по Испании, а старик, скучая, ожидает их возвращения и охотно потакает фантазиям оставшихся с ним внуков. Он любит сидеть в тени дуба перед террасой дома, любуясь прекрасным видом. Красота природы находит глубокий отклик в его душе, здесь, в Робин-Хилле, он перестаёт ощущать свой возраст, а ведь ему уже восемьдесят пять.
Прогуливаясь майским днём по окрестностям, старый Джолион встречает Ирэн, которая наведывается в эти места, где некогда была счастлива. Он невольно поддаётся обаянию этой необыкновенной женщины, приглашает её отобедать, наносит визит в её скромную квартирку, они вместе посещают оперу. Ирэн подкупает его сердечная теплота, ласковое участие, радует возможность говорить об умершем возлюбленном. Если раньше старый Джолион тосковал, то теперь он ждёт возвращения сына и Джун чуть не со страхом. Как объяснит он эту странную дружбу, видимо, придётся признать себя стариком, сдаться на милость забот и любви. Но ведь он не вынесет, если у него отнимут возможность видеть Ирэн. Он живёт этими встречами, а не прошлым, как люди его возраста. Жарким июльским днём, накануне возвращения родных, в ожидании приезда Ирэн он засыпает в своём кресле вечным сном.
Источник ↑.
3. В петле (In Chancery, 1920)
Действие романа происходит в 1899–1901 гг.
В доме Тимоти, являющемся своеобразной форсайтской биржей, по-прежнему происходит обмен семейными сплетнями и котирование семейных акций. Старшее поколение Форсайтов поредело, нет уже на свете Энн, Суизина, Сьюзен, умирает Роджер. Родные все никак не могут успокоиться по поводу чуть ли не тайных похорон старого Джолиона, скончавшегося в 1892 г., тот первый изменил фамильному склепу в Хайгете, наказав похоронить себя в Робин-Хилле. И подумать только — оставил по завещанию пятнадцать тысяч фунтов Ирэн — сбежавшей жене своего племянника Сомса. Тогда-то права старого Джолиона на звание истинного Форсайта рухнули раз и навсегда. А капитал Сомса за эти двенадцать лет одинокой жизни, в течение которых он мало чем интересовался, вырос необычайно.
У его сестры Уинфрид несчастье: её бесшабашный муж Монтегью Дарти сбежал с испанской танцовщицей. Его и раньше в семье считали «одуванчиком», он никогда не любил деньги ради денег и презирал Форсайтов за их увлечение инвестициями. Дарти всегда ценил в деньгах то, что на них можно купить «ощущения», Уинфрид, семейная жизнь которой все эти годы была достаточно трудной, пребывает в смятении, несмотря ни на что, она все же привыкла рассматривать непутёвого мужа как свою собственность. Каково остаться в сорок два года одной с четырьмя детьми! Сомс относится к сестре с участием, оба они в нелепом положении неразведенных Форсайтов. Подобная неопределённость особенно тяготит Сомса в последнее время. Его все сильнее беспокоит мысль о том, что у него нет наследника. Он присмотрел уже подходящий вариант для новой женитьбы — двадцатилетнюю француженку Аннет, дочку мадам Ламет, владелицы ресторана «Бретань» в Сохо. Сомс занимается подготовкой бракоразводного процесса сестры, да и сам не прочь как можно быстрее расторгнуть брак, фактически закончившийся двенадцать лет назад.
Молодой Джолион переживает период успеха, он в самом авангарде художников-акварелистов, его картины хорошо раскупаются. Джун, всегда принимавшая горячее участие в судьбе тех, кому приходится трудно, опекает будущих гениев артистического мира, мечтает о приобретении выставочного салона. После смерти отца Джолион весьма обеспеченный человек, уже несколько лет он вдовец. Довольно неожиданным для него становится визит в Робин-Хилл Сомса, явившегося в сопровождении девятнадцатилетнего племянника Бэла Дарти. Юноша собирается на учёбу в Оксфорд, где учится сын Джолиона Джолли, хорошо бы молодым людям познакомиться. С первой встречи Вэл влюбляется в Холли, отвечающую ему взаимностью. Сомс сообщает Джолиону о намерении расторгнуть брак с Ирэн и просит его выступить посредником в данном деле.
Джолион отправляется к Ирэн, которую не видел двенадцать лет. Огромное впечатление производит на него благородная красота этой женщины, над которой время словно не властно. Люди, которые не живут, хорошо сохраняются, горько замечает она и с готовностью откликается на предложение о разводе. Но придётся Сомсу инициативу брать на себя. Как странно парализована жизнь обоих этих людей, размышляет Джолион, словно и тот и другой находятся в петле.
Сомс посещает Ирэн, чтобы форсировать дело о разводе, и вынужден признаться, что эта женщина по-прежнему волнует его. Он покидает её дом смятенный, растерянный, с болью в сердце, со смутной тревогой. Свой следующий визит он приурочивает к тридцать седьмой годовщине рождения Ирэн, приносит в подарок бриллиантовую брошь. Он согласен все забыть, просит её вернуться, родить ему сына. Как удар хлыста звучит ответ: «Я бы скорее умерла». Стремясь избавиться от домогательств бывшего мужа, Ирэн уезжает за границу. Сомс обращается в сыскное агентство с поручением установить за ней слежку. Он оправдывает себя тем, что не может и далее пребывать в паутине, а чтобы разорвать её, приходится прибегать к такому гнусному способу. Джолион едет в Париж, где встречается с Ирэн, его запоздалое увлечение переходит в сильное чувство. А следом в Париж отправляется и сам Сомс с намерением ещё раз сломить сопротивление Ирэн, её нежелание принять разумное предложение и создать себе и ему относительно сносное существование. Ирэн вынуждена снова скрываться от его преследований.
На судебном заседании по иску Уинфрид принято решение о восстановлении в супружеских правах. Расчёт Сомса, что это окажется ступенькой к разводу сестры, не оправдывается, через некоторое время присмиревший Дарти возвращается домой. Жена соглашается принять его.
Вспыхивает англо-бурская война. Джун готовится стать сестрой милосердия. Джолли узнает, что Вэл и Холли обручились. Ему давно уже не по душе молодой повеса, ухаживающий за сестрой. Чтобы помешать этому союзу, Джолли подначивает Вэла тоже записаться добровольцем на фронт. Холли вместе с Джун также отправляется в Африку.
После отъезда детей Джолион ощущает гнетущее одиночество. Но вот приезжает Ирэн, и они решают соединить свои судьбы. За время пребывания в Париже и так накоплены порочащие Ирэн сведения, которыми Сомс намерен воспользоваться на суде. Поскольку он необоснованно пытается возложить вину на неё, разумнее будет, чтобы разрубить узел, поддержать его версию. Джолион тяжело переживает известие о смерти сына, умершего на чужбине от дизентерии.
Происходит бракоразводный процесс, на котором Сомс наконец-то обретает свободу, ответчицы нет, Ирэн с Джолионом путешествуют по Европе. Через шесть месяцев празднуется свадьба Сомса и Аннет. Вэл и Холли в Африке поженились, Вэл ранен и просит дедушку Джемса купить там участок земли и ферму, чтобы он мог разводить лошадей. Для Сомса это очередной удар: родной племянник женился на дочери его соперника, У Ирэн рождается сын, что приносит Сомсу новые страдания. Он и Аннет тоже ожидают потомство. Но надежда на наследника не оправдывается, рождается дочь, которой дают имя Флёр. Роды у Аннет были тяжёлыми, и больше детей у неё не будет. Умирающему отцу, который давно мечтал о внуке,Сомс вынужден соврать, что у него сын. И все же, несмотря на постигшее разочарование, он испытывает чувство торжества, радостное чувство обладания.
Источник ↑.
4. Пробуждение (Awakening, 1920)
Эта самая небольшая часть Саги повествует о детстве маленького Джона, сына Джолиона и Ирэн (полное имя Джона — также Джолион, он уже четвёртый Джолион после своего деда Старого Джолиона, отца Джолиона младшего и старшего брата Джолли).
Маленький Джон рос в атмосфере совершенной идиллии, окружённый заботой родителей и горячо любимой няни «Да». Он страстно любил книги, и каждая вдохновляла его на новые приключения: то он просиживал всё утро на дереве, воображая себя моряком, то разыгрывал оловянными солдатиками войны, описанные в большой «Истории Европы», то сооружал вигвам на берегу пруда и превращался в настоящего индейца. При этом Джон — очень чуткий, любящий и чувствительный к Красоте ребёнок. Он любит отца и боготворит мать. Она видится ему чем-то неземным, поэтому в начале главное место в его сердце принадлежит няне. Но когда та выходит замуж и исчезает из жизни мальчика, Джон начинает всё больше и больше тянуться к матери. И постепенно, день за днём в нём просыпается новое, сильное чувство безграничной любви к ней. С этого момента Ирэн навсегда воцаряется в сердце маленького Джона.
Источник ↑.
5. Сдаётся внаём (To Let, 1921)
Действие происходит в 1920 г. Джолиону уже семьдесят два года, его третий брак длится двадцать лет. Сомсу шестьдесят пять лет, Аннет — сорок. Сомс души не чает в дочери, Флёр целиком заполнила его сердце. С женой они абсолютно чужие, люди, его даже не волнует, что вокруг Аннет увивается богач бельгиец Проспер Профон. О родственниках теперь он мало что знает. Тётки умерли, нет больше форсайтской биржи, из старшего поколения остался только Тимоти, который из-за маниакальной боязни инфекции долгие десятилетия был почти невидимым для остальных Форсайтов, ему сто один год, и он впал в старческое слабоумие. Вэл вернулся, продав ферму в Южной Африке, и купил имение в Сассексе.
Сомс заделался заядлым коллекционером, в понимании картин он уже не ограничивается знанием их рыночной цены. Как-то в выставочном салоне, владелицей которого оказывается Джун, он встречает Ирэн с сыном. К его великому неудовольствию, Флёр и Джон знакомятся. Сомс вынужден потом объяснять дочери, что они с этой роднёй находятся в давней вражде.
Флёр и Джон случайно оказываются вместе в гостях у Вэла и Холли. Среди идиллии деревенской природы завязывается их роман. Хозяева всячески избегают разговоров о причинах вражды — таково было наставление Джолиона.
Сомс встревожен увлечением дочери. Он отдаёт явное предпочтение другому её поклоннику — Майклу Монту, будущему обладателю титула и земельных владений, настойчиво добивающемуся её благосклонности. Он постоянно внушает Флёр, что не хочет иметь ничего общего с той ветвью семьи Форсайтов. Ирэн также обеспокоена, стремясь разлучить влюблённых, она увозит сына на пару месяцев в Испанию. Джун, опекающая оставшегося в одиночестве Джолиона, упрекает отца в малодушии, нужно было рассказать Джону все как есть. Если молодые люди действительно любят друг друга, зачем же делать их несчастными во имя прошлого.
Флёр находит у отца фотографии молодой женщины, в которой узнает Ирэн, и мучается догадками, что за всем этим кроется. Мсье Профон охотно раскрывает ей семейную тайну. Сомс уговаривает Флёр отступиться, ничего все равно не получится, те двое его ненавидят. Как ужасно, что Флёр унаследовала страсть к сыну Ирэн. Но его чувству уже тридцать пять лет, а их знакомство длится всего два месяца. Он советует дочери оставить это безумие, которое заведомо ничем хорошим не кончится.
Джолиону с каждым днём все хуже. Предчувствуя, что серьёзного разговора с сыном может не состояться, он пишет Джону письмо, где сообщает всю правду о прошлом и требует расстаться с Флёр. Если он не покончит с этой любовью, то сделает свою мать несчастной до конца её дней. Жестокое, тёмное прошлое обрушивается на Джона, но объясниться с отцом он не успевает, Джолион умирает. Узнав о его кончине, Сомс расценивает её как возмездие: двадцать лет его враг наслаждался отнятыми у него женой и домом.
Флёр проявляет цепкое упорство. Ей все же удаётся уговорить отца отправиться с визитом к Ирэн. Снова Сомс в Робин-Хилле. Вот и дом, выстроенный для него и Ирэн, дом, строитель которого разрушил его семейный очаг. Какая-то ирония судьбы в том, что Флёр может войти в него хозяйкой. Ирэн перекладывает решение на Джона. Тот же решительно объявляет, что между ним и Флёр все кончено, он должен выполнить предсмертную волю своего отца. Хотя Сомс испытывает удовлетворение, что этого противоестественного, на его взгляд, брака не будет и что он вернул свою дочь, пусть даже ценой её счастья, он не может побороть недоумения и досады: его дочь эти люди тоже отвергли.
Флёр даёт наконец согласие выйти замуж за Майкла Монта, однако, не подавая виду, глубоко переживает случившееся. Празднуется пышная свадьба, молодые отправляются в свадебное путешествие.
Умирает Тимоти. На достопамятном форсайтском доме появляется табличка: «Сдаётся внаём». С аукциона распродаются вещи, на которые немного охотников, поскольку они не отвечают современному вкусу, но с ними у Сомса связано столько воспоминаний, он с горечью думает о том, что исчезает последний уют старого мира. Сомс заходит в галерею, где выставлены акварели Джолиона Форсайта. Здесь в последний раз он видит Ирэн — Джон купил землю в Британской Колумбии, и она уезжает к сыну. Дом в Робин-Хилле продаётся.
Источник ↑.
6. На форсайтской бирже, сборник (On Forsyte ‘Change)
-
«Зыбучие пески времени», где старый Джолион рассказывает сыну о своей матери, о том, как из-за железной дороги срыли ту часть кладбища, где она похоронена.
-
«Тимоти на волосок от гибели» история несчастной любви Тимоти Форсайта к легкомысленной подруге семьи Хэтти.
-
«Роман тети Джули» рассказ о любви тети Джули к Смоллу.
-
«Собака у Тимоти» история о том, как тетя Джули привела собаку в дом брата Тимоти.
-
«Гондекутер» рассказ о том, как Джемс Форсайт купил огромную картину художника Гондекутера.
-
«Крик павлина» история о том, как Сомс Форсайт после бала мечтает о возлюбленной Ирэн.
-
«Форсайт четверкой» история о том, как к Суэзену Форсайту пришла дерзкая племянница и обидела его. За это он лишил ее наследства.
-
«Сомс и Англия» рассказ о жизни Сомса Форсайта во время войны с Германией.
Источник ↑.
Цикл «Современная комедия» (A Modern Comedy)
7. Белая обезьяна (The White Monkey, 1924)
1922 год. Майкл Монт работает в издательстве. Его отец сэр Лоренс Монт – автор трех книг, последняя из которых называется «Дуэт» — беседы между тенями Гладстона и Дизраэли. Друг Майкла поэт Уилфрид Дезерт – автор успешной книги «Медяки» влюблен в Флер, жену Майкла. У себя в доме Флер устраивала светский салон и приглашала деятелей искусства и разных знаменитостей. С детьми Флер хотела пока подождать, и пожить для себя. Уилфрид спрашивал у Флер о взаимности его чувств, и если нет, то он уедет на Восток. Флер не хотела терять такой ценный экспонат своей гостиной и поощряла ухаживания. Уилфрид назначил встречу у себя в квартире. Старый Форсайт – Сомс и Старый Монт – сэл Лоренс заседали в правлении Общества Гарантийного Страхования, куда Сомс вошел по приглашению Лоренса. Главой правления общества был Элдерсон и остальные члены правления все вместе учились, поэтому доверяли друг другу. Сомс видел, что из-за иностранных контрактов, особенно германских дела в обществе идут не слишком хорошо, и что пайщики могут остаться без дивидендов, поэтому он предложил на собрании ограничиться только английскими контрактами.
В издательстве был пойман вор – упаковщик Бикет таскал «Медяки» Дезерта и продавал. Бикет просил не увольнять его и объяснил свой поступок тем, что его жена была больна воспалением легких и деньги нужны были на лекарства и усиленное питание. Майкл пытался заступиться за Бикета, но владелец издательства уволил Бикета. Бикет пытался найти работу, но ничего не получалось и он стал продавать воздушные шары у собора Святого Павла. Выручки хватало только на аренду и питание, а Бикет мечтал уехать в Австралию.
Дезерт признался Монту, что влюблен в Флер и их дружба закончилась. Сомс узнал, что Джордж Форсайт тяжело болен и навестил его дома, где тот лежал при смерти. На стене у Джорджа висела занятная китайская картина. На ней была изображена белая обезьяна, которая ела апельсин и разбрасывала вокруг кожуру. У обезьяны были очень пронзительные глаза. Сомс решил купить картину и подарить ее Флер.
Майкл был расстроен из-за ситуации с Дезертом и Флер. Но старался не подавать виду. Сомс намекнул, что неплохо бы завести ребенка.
Немецкая марка стала стремительно падать. К Сомсу пришел клерк Баттерфилд из страхового общества и заявил, что слышал разговор председателя о том, что тот получает комиссионные за немецкие контракты. Сомс хотел все рассказать членам правления, но Лоренс его остановил, сообщив что надо все проверить, потому что в обществе все доверяют друг другу, потому что вместе учились. Баттерфилда уволили из общества и Сомс устроил его в издательство продавать книги.
Викторина, жена Бикета пришла к Майклу Монту в издательство просить, чтобы мужа наняли обратно. У нее было очень необычное лицо и Майкл предложил ей стать натурщицей и дал адрес художника Обри Грина. Викторина стала получать за день 10-15 шиллингов, которые она хотела накопить на поездку в Австралию. Позировала она обнаженной. Поначалу ее это смущало, но потом она привыкла.
Майкл увидел, как Флер зашла в квартиру Дезерта. При встрече на квартире Флер чуть не нарушила супружескую верность, но отвергла Дезерта. У дома Дезерта Майкл столкнулся с Джун и та рассказала, что у Флер была юношеская любовь к Джону. Майкл понял, что он лишь второй номер и сказал Флер, что она может поступать, как посчитает нужным. Уинфрид уехал на Восток, Майкл попрощался с ним на перроне.
Миссис Бикет насобирала уже приличную сумму на поездку и последние 10 фунтов ей отдолжил Майкл. В галерее Джун выставили картину «Сон Дриады» на которой была изображена обнаженная Викторина. Бикет увидел фото в газете, пошел в галерею и никак не мог поверить, что это не Викторина. Когда та показала ему деньги, который якобы отдолжил ей Майкл, тот пошел к нему и узнал, что Викторина была натурщицей. Бикет считал, что она не только позировала голой, но и оказывала художникам сексуальные услуги. Майкл опроверг это заявление. Викторина была рассержена таким подозрением. В конце концов Бикет признался что воровал ради нее и они уехали в Австралию.
Сомс посчитал, что из-за падения марки общество терпит убытки в 250 тысяч фунтов. Он организовал слежку за председателем. Председатель узнал о слежке и сбежал, а Сомс созвал собрание пайщиков. На собрании пайщики решили во всем обвинить Сомса, и он вышел из правления вместе с Лоренсом. В конце романа Сомс и Майкл, взявшись за руки, ожидают рождение ребенка. Флер родила сына Кристофера, 11-ого баронета.
Источник ↑.
8. Идиллия (A Silent Wooing, 1926)
В феврале 1924 года Джон Форсайт гостил у Южной Каролине. Его друг Френсис Уилмот пригласил его на пикнит и познакомил с сестрой Энн. Возвращаясь обратно Джон и Энн заблудились и некоторое время провели вместе. Джон женился на Энн.
Источник ↑.
9. Серебряная ложка (The Silver Spoon, 1926)
1924 год. В дом Флер и Майкла приехал Френсис Уилмот. Он передал письмо от Джона и рассказал и женитьбе на его сестре. Флер предложила Френсису пожить у них в доме. Майкл Монт ушел из издательства и теперь стал депутатом парламента, где продвигает фоггардизм. Основными идеями фоггардизма были — прекращение импорта продовольствие, развитие сельского хозяйства и обеспечение страны своими продуктами, и детская иммиграция, согласно которой 14-15 летних детей нужно отправлять в доминионы развивать там сельское хозяйство. Автором идей был сэр Джеймс Фоггарт, его книга «Опасное положение Англии».
Майкл получил письмо от миссис Бергфелд, немки. Все их сбережения были изъяты и они хотели их вернуть, а сейчас жили впроголодь. Майкл навестил их и заодно увидел, как живут другие безработные бедняки.
Флер возобновила своей салон, и в газете появилась анонимная статья с намеком на Флер и ее салон. На очередном приеме Сомс услышал, что светская львица внучка маркиза Марджори Феррар назвала Флер выскочкой, а Сомс назвал ее предательницей и выгнал из дома. Флер написала несколько писем своим друзьям, где назвала Марджори змеей. По наставлению своего ухажера и тайного жениха Марджори подала в суд на Флер и Сомса.
Майкл Монт решил привести фоггардизм в действие и построить небольшую ферму по разведению кур, куда пригласить Бергфелдов и еще двоих безработных.
Френсис Уилмот уехал из дома Флер в отель и встретил там Марджори. Он влюбился в нее и они стали встречаться. Марджори хотела, чтобы Сомс выплатил ей полторы тысячи фунтов, а Флер написала извинения. Сомс был согласен заплатить, но Флер отказалась писать извинения. Главной целью Марджори было получить деньги, так как она была в долгах, ее отец был в долгах. А обручилась она с Мак-Гауном чтобы он выплатил ее долги.
Сомс решил собрать на Марджори побольше сведений как о безнравственной особе. На ферме Майкла Бергфелд покончил с собой, его жена переехала работать в приют, и в результате разводить кур остался только один человек.
На суде выяснилось, что Марджори имела связи до брака, и Флер выиграла процесс. Однако общество отвернулось от нее и Флер потеряла свой салон. Флер захотела поехать в кругосветное путешествие, но Майкл не мог бросить парламент и в путешествие с Флер поехал Сомс.
Источник ↑.
10. Встречи (Passers By, 1926)
В Вашингтоне Сомс увидел Джона Форсайта и его жену Энн. Затем он еще несколько раз их встречал и скрывал это от Флер. Оказалось, что они живут в одном отеле. В гостиной отеля Сомс увидел Ирэн за фортепьяно, но не выдал себя.
Источник ↑.
11. Лебединая песня (Swan Song, 1928)
В Англии была объявлена всеобщая стачка и Флер организовала столовую на вокзале для добровольцев. Джон вернулся в Англию и поселился у Холли и Вэла. После стачки приехала и его жена Энн. Флер решила опять завоевать Джона, а Энн боится этого. Сомс тоже очень недоволен ситуацией. Джон хотел купить ферму рядом с фермой Холли. К Вэлу пришел старый университетский товарищ занять 5 фунтов и украл табакерку. Сомс его выследил и потребовал вернуть табакерку. Тот вернул за 10 фунтов. В следующий раз этот «друг» приехал к Вэлу на ферму. Заявил, что у него нет денег на дорогу обратно и попросил денег. У Вэла был подающий надежды на скачках двухлетний жеребец. На скачках оказалось, что кто-то испортил ставки и они заработали меньше того, что ожидали. Затем жеребец заболел и «друг» сказал, что за 50 фунтов скажет, что произошло. Потом «друг» украл чек в 100 фунтов и подделал подпись Вэла.
Флер преследует Джона. Подвозит его на машине, водит гулять и в конце концов она его соблазнила. Джон сказал, что не сможет это скрывать от жены и что он против тайных отношений. Джун рассказала Майклу, почему Флер и Джон расстались. Сомс поехал искать ферму своего прапрадеда.
Джон узнал, что его жена ждет ребенка и написал Флер, что они больше никогда не увидятся. Флер в шоковом состоянии курила в галерее Сомса и уронила сигарету. Начался пожар, Сомс стал спасать картины, пока его силой не увели из галереи. На окне стояла копия Гойи, и под струей воды она упала вниз, где стояла Флер и Сомс в последний момент ее оттолкнул. Картина ударила его по голове и он лежал без сознания, лишь пришел в себя на минуту перед смертью попрощаться с Флер.
Источник ↑.
Цикл «Конец главы» (End of the Chapter)
12. Девушка ждёт (Maid In Waiting, 1931)
(Волный перевод)
После неожиданного финала предыдущей части, семья Форсайтов уходит на второй план, а на первый выходит семья Черреллов, двоюродные братья Монта. Далее Флёр и Майкл становятся второстепенными персонажами.
Хьюберт Черрел, молодой военный, по просьбе профессора Халлорсена, помогает ему в организации экспедиции в Боливии. Там произошли неприятности, Хьюберт выпорол погонщиков за жестокое обращение с животными, одного даже застрелил. За это Халлорсен осрамил Хьюберта в своей книге. Власти Боливии решили эстрадировать Хьюберта чтобы он ответил за убийство местного жителя. При обсуждении этого случая Голсуорси показывает пренебрежительное отношение англичан высшего сословия к боливийцам.
Сестра Хьюберта — Динни, самый яркий персонаж романа — выражает полную поддержку своему брату, помогает ему всеми силами. Динни умудрилась познакомиться с профессором Халлорсеном и начала защищать брата. Тажке она умудрилась свести брата с очень бойкой девушкой. Еще Динни прочитала дневник Хьюберта, который он вёл в Боливии. Динни хотела чтобы он опубликовал эти записи чтобы защитить себя.
Один из дядей Динни, довольно симпатичный Эдриан, влюблен в Диану, женщину, чей муж добровольно заключен в психиатрическую больницу — она провела четыре года одна со своими детьми. Вроде как Эдриан и Диана любили друг друга.
Однако, однажды возвращается муж Дианы. Выглядит он нормально, но все переживают за него. Динни оказывается отличным другом Дианы, переезжая в дом с Дианой в качестве гостя, как раз в тот момент, когда поведение капитана Ферза снова начинает вызывать беспокойство. Динни смелее и находчивее Флёр, сильно от неё отличается.
Хьюберт предстает перед судом – решение о его возможной экстрадиции еще не принято, а тем временем он находится под стражей, к большому неудовольствию своих друзей и семьи.
Естественно, у истории Дианы и ее мужа есть достаточно драматичный конец: Эдриан и его брат Хилери бросаются в погоню за Ферзом, у которого опять случился приступ и он убежал из дома. Ферз падает с обрыва и умирает.
Источник ↑.
13. Пустыня в цвету (Flowering Wilderness, 1932)
(Волный перевод)
Этот роман продолжает историю семьи Черрелл, которые связаны Флёр Монт (в девичестве Форсайт) благодаря её браку с Майклом Монтом. В начале романа три фигуры стоят у статуи и смотрят на неё. Может показаться что эти фигуры никак не связаны, но на самом деле связь между ними всё же есть.
Динни, которую мы впервые встретили в «Девушка ждёт», дочери генерала Конуэя Черрел, встречает Уилфрида Дезерта (друга Майкла Монта), с которым мы в последний раз встречались в «Белой обезьяне». Тогда, в самом начале брака Флер и Майкла, у Уилфрида возникла безнадежная страсть к жене своего лучшего друга. После этого уилфрид уехал из Англии и несколько лет путешествовал по Востоку. Теперь он вернулся в Англию и встречает Динни, которая помнит его со свадьбы Флёр, хотя ей тогда было всего шестнадцать. Впечатление, которое уилфрид произвел тогда, остаётся и спустя десять лет, поэтому Динни быстро влюбляется в уилфрида, да и уилфрид отвечает взаимностью. уилфрид рассказывает Динни о сложной ситуации, в которую он попал за границей. Эту историю она должна затем рассказать своей семье. уилфрид – человек, который сам не имеет абсолютно никакой веры – он считает организованную религию довольно нелепой – обратился в ислам – в то время как его жизнь находилась под большой угрозой. Здесь Голсуорси делает то, что у него получается лучше всего; это делается для того, чтобы показать, как британцы определенного класса могут раздувать много шума из ничего.
уилфрид — поэт, он написал стихотворение о том, что с ним произошло. Это стихотворение является заглавным и первым, которое будет включено в новый сборник, который должен быть опубликован. Естественно, история обращения уилфрида вскоре стала известна всем – и, несмотря на его объяснения, её считают ужасной и постыдной. Как ни странно, казалось бы, мир простил бы его (как и выдал бы за простого чудака), если бы его обращение было делом совести. Однако, поскольку это было под дулом пистолета – его считают трусом – его действия противоречат поведению, ожидаемому от англичанина за границей.
Динни невероятно и отважно поддерживает его и отчаянно пытается уменьшить скандал, развязанный вокруг неё и уилфрида. Она заручается помощью своих любимых дядюшек, Лоренса и Эдриена. Они усердно трудятся, чтобы найти решение этой ситуации, хотя и немного борются с осознанием того, что сделал уилфрид. У каждого в семье есть свое мнение, большинство из которых, похоже, считают, что действия уилфрида, как только они станут известны, будут ужасным позором — и закончатся только тем, что потянут Динни вниз. Флёр гораздо более разумна, но она кажется тихим одиноким голосом, призывающим к здравому смыслу, в то время как безумие вокруг Динни и уилфрида набирает обороты.
Конечно, больше всех страдает от возникшей суеты бедная Динни. Ей помогает верный старый семейный слуга уилфрида Стэк, и они оба отчаянно пытаются связаться с молодым человеком, который стал несчастным из-за этой ситуации. уилфрид — сложный, надломленный молодой человек из того поколения, особенно пострадавшего, изменившегося и озлобленного Великой войной. Читатель действительно опасается за счастье этих двоих – на самом деле их история довольно эмоциональна и захватывающа.
В результате этого Уилфрид уехал без Динни в Сиам. Динни поняла, что всё кончено навсегда.
Источник ↑.
14. На другой берег (Over the River, 1933)
(Волный перевод)
«На другой берег» рассказывает историю, произошедшую примерно через полтора года после событий в «Пустыня в цвету». Динни, дочь семьи Черрел, чье сердце было разбито в конце предыдущего романа, тихо живет со своей семьей в их загородном доме, никогда не говоря о своей потерянной любви, хотя она остается в её мыслях.
Сестра Динни Клер вышла замуж за сэра Джерри Корвена во время «Пустыни в цвету». Он значительно старше Клер. После замужества Клер сопровождала своего мужа на Цейлон, где узнала, что он больше садист, чем любящий человек. Клер тайно возвращается в Англию и на корабле знакомится с молодым человеком Тони Крумом, с которым она начинает проводить много времени. Хотя их отношения продолжаются платонически по прибытии в Англию — Тони дает понять, что влюбился в Клер, однако Клер ясно даёт понять, что она не чувствует того же.
Ненадежное положение Клер – учитывая развод – заставляет её семью беспокоиться о ее будущем, особенно когда она отказывается говорить о том, что именно происходило между ней и Джерри. Кажется, у каждого есть свое мнение по этому поводу, некоторые считают, что Клер было бы лучше вернуться к мужу, содрогаясь при мысли о неприятностях, которые могут возникнуть в результате публичного бракоразводного процесса. Клер доверяет Динни всю правду, и та активно поддерживает свою сестру, попавшую в беду.
О Монтах: Майкл, Флёр, сэр Лоренс и его жена Эмили немного участвуют в этом, так как Клер пообщалась с тётей и дядей после её возвращения в Англию. Их любимица Динни ценит их помощь и советы. Их дом — это место, где ей всегда рады.
Конечно, вскоре начинаются проблемы, когда Джерри приезжает в Англию, чтобы попытаться уговорить свою жену вернуться с ним на Цейлон. Разъяренный тем, что она ускользнула за его спиной, он не в настроении примиряться. Вскоре Джерри узнает о дружбе Клер с Тони Крумом – и, естественно, не очень доволен.
Клер устраивается на работу к Дорнфорду, начинающему политику, у которого есть романтические взгляды на Динни. Благодаря переезду в новую квартиру, получению работы и дружбе с Тони, Клер продолжает свою жизнь – хотя она скорее дразнит этим беднягу Тони. Однако он показывает себя терпеливым и положительным человеком. Когда Джерри вынужден вернуться на Цейлон без жены, он просит сыщика следить за ней. Собираются доказательства, с помощью которых совершенно невинное разбирательство стало особенно грязным.
Дело о разводе, которого опасались родители Клэр и Динни, началось. Тони был назван соответчиком. Адвокатом Клер является «очень молодой» Роджер Форсайт. Динни переживает еще и за себя — Дорнфорд хороший человек, если выйти за него — то Динни может ещё стать матерью. Поэтому она пытается забыть об Уилфреде, которого продолжает любить.
Дело о разводе звершилось. Присяжные посчитали Клер виновной в прелюбодеянии с Крумом, тот должен уплатить все судебые издержки, что сделало бы его несостоятельным (банкротом). После суда Клер хотела заплатить своим телом Круму за судебные сложности, но тот отверг Клер и убежал из её дома. Судебные издержки заплатила Флёр. Уилфрид утонил, что освободило Динни. Явно это не показано, но Динни всё-таки решила связать свою судьбу с Дорнфордом. Клер сказала что они с Крумом поживут «во грехе», потом может поженятся, хотя она его и не любит.
Источник ↑.
Leave a Reply